Конспектирование (для вас, старшеклассники!)
«Отбирать полезнейшее – дело такой важности, что немыслим толковый читатель без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения – усвоение прочитанного, выбор полезного».
Я. А. Коменский
Конспект – краткое письменное изложение текста, более полное, чем тезисы. Конспект должен отражать главное в содержании текста, быть полным. Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его содержание в значительной мере своими словами (исключение: цитаты, правила, законы …).
- Определи цель составления конспекта.
- Внимательно ознакомься с произведением
- Конспект следует писать от имени составителя.
- После цитат нужно указать страницу произведения.
- Выделяй слова, фразы, абзацы
- Не искажай мысль автора.
- Конспект пиши четко и разборчиво
- В конспекте выделяй главное.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Важно!Создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому:
• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.
• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.
• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из аудитории.
• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.
• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.
Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логической, связной.
1. Конспект – это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации. 2. Конспект – это записка конкретно самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору. 3. Конспект пишется для последующего чтения, и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время. 4. Конспект должен облегчить понимание и запоминание учебной информации. Содержание конспектирования составляет переработка основной учебной информации в целях ее обобщения и структурирования. Именно в процессе осмысления, обобщения и структурирования происходит процесс отделения главного от второстепенного (без этого учеба превращается в тупую зубрежку). Обобщить – значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, схем, таблиц, изложения основных результатов и т.п. Конспектируя на лекции, как правило, обучаемый сам интуитивно использует некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста. Выбор ключевых слов – это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия учебного материала. Кроме ключевых (смысловых) слов и фраз, существенно улучшают восприятие смысла учебной информации наглядность записей и такое их расположение, которое дает возможность уяснить логические связи и иерархию научных понятий, взаимосвязей.
Далее Виды конспектов "Секреты" конспектирования
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Безрукова В. Конспект и конспектирование // Народное образование. – 2001. - № 5. – С. 150-154.
2. Гецов Г. Как читать книги, журналы газеты. – М.: Знание, 1989. – 144 с.
3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: «Книга», 1975. – 108 с.
4. Искусство быть читателем: Кн. для учащихся. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 215 с.: ил.
5. Николаева Л. А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: «Просвещение», 1982. – 192 с.
6. Плюснина С. Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы: Библиотечный урок для учащихся старших классов // Школьная библиотека. – 2001. – Ноябрь. – С. 33-39.